Роль методической работы
Профессиональная подготовка учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения: она продолжается на протяжении всего периода его профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного обогащения индивидуального педагогического опыта.
Опыт работы молодых учителей свидетельствует о том, что знания, полученные ими в вузах, нуждаются в практическом совершенствовании, преломлении через деятельность конкретного учебного заведения с учетом его традиций и специфики. В этом случае приходит на помощь специально организованная в образовательном учреждении система методической работы.
Методическая работа, представленная в системе, является необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности в деятельности всего педагогического коллектива..
Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии соблюдения принципов индивидуализации и дифференциации.
Методическая работа – важный аспект повышения квалификации, который обеспечивает беспрерывность последипломного педагогического образования, взаимосвязь и преемственность самообразования, курсовой подготовки и межкурсовой работы.
Цель методической работы – совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов, развитие их творческого потенциала и в конечном счёте повышение эффективности и качества педагогического процесса, создание условий для личностного и профессионального роста учителей. Через методическую работу осуществляется подготовка педагогов к внедрению нового содержания образования, овладение инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями.
Главное в методической работе – оказание реальной, действенной помощи педагогу.
Методическая работа представляет собой процесс совершенствования профессионального мастерства в межкурсовой период и развития личности педагогов путём самообразования и участия в коллективных формах обучения: методических объединениях, семинарах, проблемных группах, исследовательско-экспериментальной работе и др.
Принципы построения методической работы.
1 Социальная обусловленность.
Принцип предопределяет ориентировку на учёт динамики социально-исторического и культурного возрождения, творческого подхода к реализации образовательной политики, учет местных особенностей и традиций.
2. Научность и системность.
Принцип требует соответствия условий, задач, содержания, форм, методов осуществления методической работы современным достижениям науки.
3. Беспрерывность, преемственность и перспективность.
Принцип предусматривает построение методической работы на основе взаимосвязи всех звеньев беспрерывного образования, оптимальное сочетание организационных форм и методов обучения и самообразования.
4. Дифференциация и индивидуализация.
Принцип учитывает потребности педагогов в повышении квалификации с учётом оценки результатов их деятельности, творческих интересов, личных качеств и т.д.
5. Конкретность и актуальность.
Принцип предполагает рациональное использование времени на собственно методическую работу. Неактуальность приводит к формальному характеру методической работы в целом.
6. Обратная связь.
Обратная связь необходима для целенаправленного воздействия системы методической работы на педагогический процесс с целью повышения его эффективности и результативности
Основные задачи методической работы
1. Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования.
2. Обеспечение оперативного информирования педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных и воспитательных технологиях, передовом отечественном и зарубежном опыте, достижениях психолого-педагогических наук с целью внедрения в практику своей работы.
3. Систематическое, всестороннее изучение и анализ педагогической деятельности на основе диагностики.
4. Овладение педагогами новым (обновленным) содержанием образования предметной области.
5. Освоение эффективных, личностноориентированных технологий обучения.
6. Стимулирование и развитие творческого и исследовательского подхода к учебно-воспитательному процессу, обеспечение постоянного роста профессионального мастерства через коллективную и индивидуальную деятельность.
7. Выявление, изучение, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта в учебном заведении.
8. Организационно-методическое обеспечение аттестации педагогических кадров.
9. Ознакомление с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя.
10. Включение учителя в инновационную деятельность.
11. Включение учителя в научно-исследовательскую деятельность.
12. Включение учителя в опытно-экспериментальную деятельность.
13. Развитие учащихся с учетом их возрастных, физических, психологических, интеллектуальных особенностей.
14. Отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности и разноуровневости преподавания.
15. Обеспечение профессионального, культурного и творческого роста педагогов.
16. Ознакомление с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя.
17. Освоение нового содержания, личностно-ориентированных технологий и методов педагогической деятельности по своему предмету, направлению работы.
18. Изучение и анализ состояния преподавания по предметам своего профиля или воспитательного процесса.
19. Проведение смотров кабинетов, конкурсов профессионального мастерства среди педагогов.
20. Организация взаимопосещений уроков по определенной тематике с последующим их самоанализом и анализом.
21. Организация открытых уроков по определенной теме с целью ознакомления с методическими разработками по предмету.
22. Выработка единых требований к оценке результатов освоения программ по предмету; проведение отчетов о профессиональном самообразовании учителей, работе на курсах повышения квалификации, заслушивание отчетов о творческих командировках.
23. Организация внешкольной работы с обучающимися по предмету.
24. Организация работы по приведению средств обучения по предмету в соответствие с современными требованиями к учебному кабинету, к оснащению урока.
25. В качестве результата научно-методической работы учитель разрабатывает методические рекомендации, дидактические материалы, авторские программы, учебные пособия и т.д.
Основные направления деятельности
1. Повышение профессионального уровня и совершенствование педагогического мастерства учителей
· определение методических тем для учителей (Ф.И.О. учителя, тема, виды работ над реализацией темы, где рассматриваются результаты);
· организация повышения квалификации (Ф.И.О., формы ПК, сроки ПК, планируемые результаты);
· организация целевых взаимопосещений уроков и внеклассных мероприятий (тема, дата, форма занятия, цель посещения, кто проводит, кто посещает);
· изучение нормативных документов (название документа, цель изучения и планируемый результат, сроки изучения, форма изучения, ответственные);
· изучение сложных тем программ (курс, тема, формы изучения, планируемый результат);
· изучение образовательных стандартов (уровень требований, формы работы, рекомендации, ответственные);
· изучение методик, методов, технологий обучения, развития, воспитания);
· работа с учебными программами (раздел программы, содержание работы, планируемый результат, сроки);
· организация работы по формированию, изучению, обобщению и распространению эффективного педагогического опыта (тема опыта, стадия работы с опытом, планируемый результат, сроки);
· изучение информационных потребностей и запросов в повышении квалификации, в приобретении дополнительной педагогической специальности;
· создание банка информации об уровне и содержании курсовой подготовки учителей;
· разработка комплексных и индивидуальных программ повышения квалификации педагогов;
· информирование педагогического коллектива об образовательных возможностях различных учреждений повышения квалификации (содержании учебных программ и планов, сроках, стоимости обучения и т. п.);
· оформление заявки и договоров на повышение квалификации и переподготовку педагогических работников гимназии;
· организация семинаров, лекториев, консультаций, практикумов, стажировок и других форм обучения педагогов в межкурсовой период на базе образовательного учреждения;
· изучение результативности повышения квалификации и методической учёбы, коррекция программ профессионального роста учителя и руководителя на основе полученных данных.
2. Информационно–методическое обеспечение образовательного процесса
· изучение информационных потребностей и запросов на педагогическую информацию по актуальным проблемам организации образовательного процесса;
· создание банка педагогической информации и организация обслуживания на основе имеющейся в нём информации;
· формирование информационной культуры педагогического коллектива;
· обучение интернет-технологиям и самостоятельному поиску необходимой педагогической информации;
· выпуск методических журналов, бюллетеней и т. п. по актуальным проблемам, широкое освещение эффективного опыта;
· создание гимназической медиатеки для учителей и учащихся;
· сбор, экспертиза, системная обработка педагогического опыта.
3. Организация диагностических исследований, направленных на повышение эффективности образовательной деятельности педагогического коллектива
· определение содержания и направлений диагностических исследований, разработка программы мониторинга;
· создание службы мониторинга из числа наиболее опытных учителей;
· создание банка диагностических методик и измерителей;
· осуществление комплексной диагностики профессионализма педагогов и управленческих кадров: диагностика профессионально значимых качеств, предметная диагностика (знание предмета), диагностика общепедагогического профессионализма (знания, умения, опыт), диагностика управленческого профессионализма, диагностика обучающей деятельности учителя;
· создание банка статистических и отчётных материалов по итогам диагностических исследований;
· коррекция деятельности педагогов и администрации на основе полученных данных.
4. Совершенствование качества знаний, умений и навыков учащихся
· график республиканских, областных, городских и административных работ;
· организация работы по преемственности содержания образования и технологий преподавания (вид работы, кто проводит, планируемые результаты);
· организация мониторинга обученности, воспитанности, развития, определение уровня сформированности ключевых компетенций учащихся (объект мониторинга, содержание работы, цель работы, кто проводит, сроки, где обсуждаются);
· организация внеклассной работы по предмету (мероприятие, содержание работы, кто проводит, сроки);
· участие в творческих группах, конференциях, научных выставках и т.п.).
5. Организация и экспертиза инновационной деятельности педагогов и образовательного учреждения в целом
· разработка модели развития образовательного учреждения, выбор программ, учебников и учебных пособий;
· разработка критериев и оценка авторских программ, учебных планов, методик преподавания и воспитания;
· участие в разработке, подготовке и лицензировании учебных пособий, учебно-методической документации;
· организация работы творческих групп по апробации инновационных технологий, передового педагогического опыта;
· экспертиза передового педагогического опыта;
· участие в анализе и экспертиза проводимых экспериментов;
· создание банка педагогических инноваций.
· оказание консультационной помощи педагогам при подготовке аттестационных материалов;
· участие в организации и проведении смотров-конкурсов, олимпиад и т. п., позволяющих выявить творческий потенциал учителя;
· участие в аналитической обработке материалов по итогам аттестации.
7. Диагностика качества образования
· оказание помощи учителю в проведении промежуточной и итоговой аттестации учащихся, изучении уровня их обученности, воспитанности, развития и т.п.;
· подготовка необходимых диагностических материалов, обучение методике их проведения.
8. Социальная защита педагога
· внесение предложений на рассмотрение педагогического совета, попечительского совета, администрации по вопросам улучшения условий труда учителя и форм стимулирования его деятельности;
· поддержка ориентации каждого учителя на индивидуализацию обучения;
· создание условий для развития инновационного образования;
· создание условий по освоению методик личностно-ориентированного обучения, которые расширяют кругозор детей, их творческое отношение к учёбе и т. д.
9. Организация методической помощи
· обеспечение дифференцированной методической работы с педагогами гимназии на диагностической основе;
· создание условий для творческой работы методических объединений с учётом достижений передовой педагогической практики;
· содействие аналитической деятельности педагогов, приобщение их к постоянному педагогическому самоанализу;
· определение новых подходов к образовательной деятельности, способствующих обновлению содержания образования;
· оказание научно-методической помощи в проведении экспериментальной и инновационной работы;
· обобщение и распространение наиболее результативного опыта учителей.
Система методической работы гимназии представлена в структурной модели методической работы гимназии (Приложение 1)
Главным в структуре методической работы является Методический совет. Методический совет (МС) – это совещательный и коллегиальный орган при педагогическом совете, который организует, направляет работу педагогов, создаёт условия для развития их творчества. Деятельность методсовета регламентируется Положением (Приложение 2 ) Методический совет состоит из трёх отделов:
1. Аттестационный отдел:
-аттестация учителей;
-обобщение опыта учителей;
2. Информационно-аналитический отдел:
-корректировка учебного плана;
-разработка авторских программ по факультативам и курсам по выбору;
-апробация новых методик и технологий обучения и воспитания;
-опыты и эксперименты (работа творческих групп по проблематике года).
3. Консультационно-диагностический отдел:
-осуществление диагностики, коррекции, воспитания и развития учащихся;
-диагностика учебно-воспитательного процесса;
-консультации по различным учебно-методическим темам;
-обработка данных результативности обучения через систему внутришкольного контроля.
В своей деятельности МС руководствуется «Законом об образовании Республики Беларусь», Уставом гимназии, настоящим положением.
-МС создаётся приказом директора гимназии.
-МС осуществляет свою деятельность на основе годового плана работы.
-МС координирует работу МО, творческих лабораторий и других объединений учителей.
Цель деятельности МС – методическое обеспечение образовательного процесса для достижения оптимальных результатов текущей работы и перспективы развития содержания образования.
Деятельность МС направлена на выполнение следующих задач:
- повышение научно-методического уровня и развитие творческого потенциала педагогического коллектива;
- содействие внедрению в образовательный процесс новых педагогических инициатив и здоровьесберегающих технологий;
- изучение, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта;
- определение содержания, видов и форм повышения уровня профессиональных компетенций педагогов;
- активизация исследовательской деятельности педагогов;
- установление связей с научно-педагогическими учреждениями и высшей школой.
Содержание деятельности МС
1.Рассмотрение учебного плана, программ, положений.
2.Координация и коррекция всех видов учебно-методической работы гимназии.
3.Прогнозирование развития научно-методической работы педколлектива и отдельных педагогов.
4.Изучение и обобщение опыта учебной и научно-методической работы педколлектива гимназии.
5.Изучение состояния учебно-воспитательного процесса, организация методического обеспечения УВП, планирование и проведение исследований.
6.Экспертная оценка программ, материалов эффективного педагогического опыта, материалов аттестации педкадров.
7.Анализ работы МО, регуляция учебной нагрузки учащихся, организация работы творческих лабораторий, кабинетов.
8.Разработка необходимой нормативно-правовой базы.
9.Разработка рекомендаций по сооставлению программ факультативов и курсов по выбору, по коррекции пробелов в ЗУНах учащихся, по различным направлениям учебно-методической деятельности педагогов.
10.Управление инновационной и экспериментальной работой в гимназии.
11.Подготовка и проведение конкурса профессионального мастерства.
Организация деятельности
-Заседания МС проводятся не реже одного раза в два месяца.
-Решения МС фиксируются в протоколе заседания, который оформляется секретарём.
-Функции секретаря совета осуществляет один из членов, избираемый сроком на один год.
В состав методического совета входят:
-директор
образовательного учреждения;
-заместитель директора по учебно-методической работе
-заместитель директора по учебной работе;
-заместитель директора по воспитательной работе;
-методист;
-психолог;
-социальный педагог;
-руководители МО.
На заседание МС могут быть приглашены представители администрации, члены педагогического коллектива, члены родительского комитета, сотрудники вузов и учреждений повышения квалификации, сотрудники учреждений культуры, руководители творческих лабораторий и других структур, в том числе временных.