Роль методической работы

 Профессиональная подготовка учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения: она продолжается на протяжении всего периода его профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного обогащения индивидуального педагогического опыта.

Опыт работы молодых учителей свидетельствует о том, что знания, полученные ими в вузах, нуждаются в практическом совершенствовании, преломлении через деятельность конкретного учебного заведения с учетом его традиций и специфики. В этом случае приходит на помощь специально организованная в образовательном учреждении система методической работы.

Методическая работа, представленная в системе, является необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности в деятельности всего педагогического коллектива..

Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии соблюдения принципов индивидуализации и дифференциации.

         Методическая работа важный аспект повышения квалификации, который обеспечивает беспрерывность последипломного педагогического образования, взаимосвязь и преемственность самообразования, курсовой подготовки и межкурсовой работы.

         Цель методической работы совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов, развитие их творческого потенциала и в конечном счёте повышение эффективности и качества  педагогического процесса, создание условий для личностного и профессионального роста учителей. Через методическую работу осуществляется подготовка педагогов к внедрению нового содержания образования, овладение инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями.

         Главное в методической работе оказание реальной, действенной помощи педагогу.

         Методическая работа представляет собой процесс совершенствования профессионального мастерства в межкурсовой период и развития личности педагогов путём самообразования и участия в коллективных формах обучения: методических объединениях, семинарах, проблемных группах, исследовательско-экспериментальной работе и др.

 

 

                    Принципы построения методической работы.

 

1 Социальная обусловленность.

Принцип предопределяет ориентировку на учёт динамики социально-исторического и культурного возрождения, творческого подхода к реализации образовательной политики, учет местных особенностей и традиций.

 

2. Научность и системность.

Принцип требует соответствия условий, задач, содержания, форм, методов осуществления методической работы современным достижениям науки.

 

3. Беспрерывность, преемственность и перспективность.

Принцип предусматривает построение методической работы на основе взаимосвязи всех звеньев беспрерывного образования, оптимальное сочетание организационных форм и методов обучения и самообразования.

 

4. Дифференциация и индивидуализация.

Принцип учитывает потребности педагогов в повышении квалификации с учётом оценки результатов их деятельности, творческих интересов, личных качеств и т.д.

 

5. Конкретность и актуальность.

Принцип предполагает рациональное использование времени на собственно методическую работу. Неактуальность приводит к формальному характеру методической работы в целом.

 

6. Обратная связь.

Обратная связь необходима для целенаправленного воздействия системы методической работы на педагогический процесс с целью повышения его эффективности и результативности

 

 

 

 

Основные задачи методической работы

 

1.        Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования.

2.        Обеспечение оперативного информирования педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных и воспитательных технологиях, передовом отечественном и зарубежном опыте, достижениях психолого-педагогических наук с целью внедрения в практику своей работы.

3.        Систематическое, всестороннее изучение и анализ педагогической деятельности на основе диагностики.

4.        Овладение педагогами новым (обновленным) содержанием образования предметной области.

5.        Освоение эффективных, личностноориентированных технологий обучения.

6.        Стимулирование и развитие творческого и исследовательского подхода к учебно-воспитательному процессу, обеспечение постоянного роста профессионального мастерства через коллективную и индивидуальную деятельность.

7.        Выявление, изучение, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта в учебном заведении.

8.        Организационно-методическое обеспечение аттестации педагогических кадров.

9.        Ознакомление с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя.

10.   Включение учителя в инновационную деятельность.

11.   Включение учителя в научно-исследовательскую деятельность.

12.   Включение учителя в опытно-экспериментальную деятельность.

13.   Развитие учащихся с учетом их возрастных, физических, психологических, интеллектуальных особенностей.

14.   Отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности и разноуровневости  преподавания.

15.   Обеспечение профессионального, культурного и творческого роста педагогов.

16.   Ознакомление с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя.

17.   Освоение нового содержания, личностно-ориентированных технологий и методов педагогической деятельности по своему предмету, направлению работы.

18.   Изучение и анализ состояния преподавания по предметам своего профиля или воспитательного процесса.

19.   Проведение смотров кабинетов, конкурсов профессионального мастерства среди педагогов.

20.   Организация взаимопосещений уроков по определенной тематике с последующим их самоанализом и анализом.

21.   Организация открытых уроков по определенной теме с целью ознакомления с методическими разработками по предмету.

22.   Выработка единых требований к оценке результатов освоения программ по предмету; проведение отчетов о профессиональном самообразовании учителей, работе на курсах повышения квалификации, заслушивание отчетов о творческих командировках.

23.   Организация внешкольной работы с обучающимися по предмету.

24.   Организация работы по приведению средств обучения по предмету в соответствие с современными требованиями к учебному кабинету, к оснащению урока.

25.   В качестве результата научно-методической работы учитель разрабатывает методические рекомендации, дидактические материалы, авторские программы, учебные пособия и т.д.

 

Основные направления деятельности

 

1.     Повышение профессионального уровня и совершенствование педагогического мастерства учителей

 

·        определение методических тем для учителей (Ф.И.О. учителя, тема, виды работ над реализацией темы, где рассматриваются результаты);

·        организация повышения квалификации (Ф.И.О., формы ПК, сроки ПК, планируемые результаты);

·        организация целевых взаимопосещений уроков и внеклассных мероприятий (тема,  дата,  форма  занятия,  цель  посещения, кто  проводит,  кто  посещает);

·        изучение нормативных документов (название документа, цель изучения и планируемый  результат,  сроки  изучения,  форма   изучения,  ответственные);

·        изучение сложных тем программ (курс, тема, формы изучения, планируемый результат);

·        изучение образовательных стандартов (уровень требований, формы работы, рекомендации, ответственные);

·        изучение  методик,  методов,  технологий  обучения,  развития,   воспитания);

·        работа с учебными программами (раздел программы, содержание работы, планируемый результат, сроки);

·        организация работы по формированию, изучению, обобщению и распространению эффективного педагогического опыта (тема опыта, стадия работы с опытом, планируемый результат, сроки);

·        изучение информационных потребностей и запросов в повышении квалификации, в приобретении дополнительной педагогической специальности;

·        создание банка информации об уровне и содержании курсовой подготовки учителей;

·        разработка комплексных и индивидуальных программ повышения квалификации педагогов;

·        информирование педагогического коллектива об образовательных возможностях различных учреждений повышения квалификации (содержании учебных программ и планов, сроках, стоимости обучения и т. п.);

·        оформление заявки и договоров на повышение квалификации и переподготовку педагогических работников гимназии;

·        организация семинаров, лекториев, консультаций, практикумов, стажировок и других форм обучения педагогов в межкурсовой период на базе образовательного учреждения;

·        изучение результативности повышения квалификации и методической учёбы, коррекция программ профессионального роста учителя и руководителя на основе полученных данных.

    

2. Информационно–методическое обеспечение образовательного процесса

 

·        изучение информационных потребностей и запросов на педагогическую информацию по актуальным проблемам организации образовательного процесса;

·        создание банка педагогической информации и организация обслуживания на основе имеющейся в нём информации;

·        формирование информационной культуры педагогического коллектива;

·        обучение интернет-технологиям и самостоятельному поиску необходимой педагогической информации;

·        выпуск методических журналов, бюллетеней и т. п. по актуальным проблемам, широкое освещение эффективного опыта;

·        создание  гимназической медиатеки для учителей и учащихся;

·        сбор, экспертиза, системная обработка педагогического опыта.

 

    3. Организация диагностических исследований, направленных на повышение эффективности образовательной деятельности педагогического коллектива

 

·        определение содержания и направлений диагностических исследований, разработка программы мониторинга;

·        создание службы мониторинга из числа наиболее опытных учителей;

·        создание банка диагностических методик и измерителей;

·        осуществление комплексной диагностики профессионализма педагогов и управленческих кадров: диагностика профессионально значимых качеств, предметная диагностика (знание предмета), диагностика общепедагогического профессионализма (знания, умения, опыт), диагностика управленческого профессионализма, диагностика обучающей деятельности учителя;

·        создание банка статистических и отчётных материалов по итогам диагностических исследований;

·        коррекция деятельности педагогов и администрации на основе полученных данных.

 

    4. Совершенствование качества знаний, умений и навыков учащихся

 

·        график республиканских, областных, городских и административных работ;

·        организация работы по преемственности содержания образования и технологий преподавания (вид работы, кто проводит, планируемые результаты);

·        организация мониторинга обученности, воспитанности, развития, определение уровня сформированности ключевых компетенций учащихся (объект мониторинга, содержание работы, цель работы, кто проводит, сроки, где обсуждаются);

·        организация внеклассной работы по предмету (мероприятие, содержание работы, кто проводит, сроки);

·        участие в творческих группах, конференциях, научных выставках и т.п.).

 

    5. Организация и экспертиза инновационной деятельности педагогов и                                                          образовательного учреждения в целом

·        разработка модели развития образовательного учреждения, выбор программ, учебников и учебных пособий;

·         разработка критериев и оценка авторских программ, учебных планов, методик преподавания и воспитания;

·        участие в разработке, подготовке и лицензировании учебных пособий, учебно-методической документации;

·        организация работы творческих групп по апробации инновационных технологий, передового педагогического опыта;

·        экспертиза передового педагогического опыта;

·        участие в анализе и экспертиза проводимых экспериментов;

·        создание банка педагогических  инноваций.

 

6.     Участие в аттестации педагогов

·        оказание консультационной помощи педагогам при подготовке   аттестационных материалов;

·        участие в организации и проведении смотров-конкурсов, олимпиад и т. п., позволяющих  выявить творческий потенциал учителя;

·        участие в аналитической обработке материалов по итогам  аттестации.

 

7.     Диагностика качества образования

·        оказание помощи учителю в проведении промежуточной и итоговой аттестации учащихся, изучении уровня их обученности, воспитанности, развития и т.п.;

·        подготовка необходимых диагностических материалов, обучение методике их проведения.

 

8.     Социальная защита педагога

·        внесение предложений на рассмотрение педагогического совета, попечительского совета, администрации по вопросам улучшения условий труда учителя и форм стимулирования его деятельности;

·        поддержка  ориентации  каждого  учителя  на  индивидуализацию обучения;

·        создание  условий для развития инновационного образования;

·        создание условий по освоению методик личностно-ориентированного обучения, которые расширяют кругозор детей, их творческое отношение к учёбе и т. д.

 

9.     Организация методической помощи

·        обеспечение дифференцированной методической работы с педагогами гимназии на диагностической основе;

·        создание условий для творческой работы  методических объединений с учётом достижений передовой педагогической практики;

·        содействие аналитической деятельности педагогов, приобщение их к постоянному педагогическому самоанализу;

·        определение новых подходов к образовательной деятельности, способствующих обновлению содержания образования;

·        оказание научно-методической помощи в проведении экспериментальной и инновационной работы;

·        обобщение и распространение наиболее результативного опыта учителей.

 

Система методической работы гимназии представлена в структурной модели методической работы гимназии (Приложение 1)

     Главным в структуре методической работы является Методический совет. Методический совет (МС) – это совещательный и коллегиальный орган при педагогическом совете, который организует, направляет работу педагогов, создаёт условия для развития их творчества. Деятельность методсовета регламентируется Положением (Приложение 2 )  Методический совет состоит из трёх отделов:

1.     Аттестационный отдел:

-аттестация учителей;

-обобщение опыта учителей;

2. Информационно-аналитический отдел:

-корректировка учебного плана;

-разработка авторских программ по факультативам и курсам по выбору;

-апробация новых методик и технологий обучения и воспитания;

-опыты и эксперименты (работа творческих групп по проблематике года).

3. Консультационно-диагностический отдел:

-осуществление диагностики, коррекции, воспитания и развития учащихся;

-диагностика учебно-воспитательного процесса;

-консультации по различным учебно-методическим темам;

     -обработка данных результативности обучения через систему внутришкольного контроля.

В своей деятельности МС руководствуется «Законом об образовании Республики Беларусь», Уставом гимназии, настоящим положением.

-МС создаётся приказом директора гимназии.

-МС осуществляет свою деятельность на основе годового плана работы.

-МС координирует работу МО, творческих лабораторий и других объединений учителей.

Цель деятельности МС – методическое обеспечение образовательного процесса для достижения оптимальных результатов текущей работы и перспективы развития содержания образования.

Деятельность МС направлена на выполнение следующих задач:

-       повышение научно-методического уровня и развитие творческого потенциала педагогического коллектива;

-       содействие внедрению в образовательный процесс новых педагогических инициатив и здоровьесберегающих технологий;

-       изучение, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта;

-       определение содержания, видов и форм повышения уровня профессиональных компетенций педагогов;

-       активизация исследовательской деятельности педагогов;

-       установление связей с научно-педагогическими учреждениями и высшей школой.

Содержание деятельности МС

1.Рассмотрение учебного плана, программ, положений.

2.Координация и коррекция всех видов учебно-методической работы гимназии.

3.Прогнозирование развития научно-методической работы педколлектива и отдельных педагогов.

4.Изучение и обобщение опыта учебной и научно-методической работы педколлектива гимназии.

5.Изучение состояния учебно-воспитательного процесса, организация методического обеспечения УВП, планирование и проведение исследований.

6.Экспертная оценка программ, материалов эффективного педагогического опыта, материалов аттестации педкадров.

7.Анализ работы МО, регуляция учебной нагрузки учащихся, организация работы творческих лабораторий, кабинетов.

8.Разработка необходимой нормативно-правовой базы.

9.Разработка рекомендаций по сооставлению программ факультативов и курсов по выбору, по коррекции пробелов в ЗУНах учащихся, по различным направлениям учебно-методической деятельности педагогов.

10.Управление инновационной и экспериментальной работой в гимназии.

11.Подготовка и проведение конкурса профессионального мастерства.

Организация деятельности

-Заседания МС проводятся не реже одного раза в два месяца.

-Решения МС фиксируются в протоколе заседания, который оформляется секретарём.

-Функции секретаря совета осуществляет один из членов, избираемый сроком на один год.

В состав методического совета  входят:

-директор образовательного учреждения;
-заместитель директора по учебно-методической работе

-заместитель директора по учебной работе;

-заместитель директора по воспитательной работе;

-методист;

-психолог;

-социальный педагог;

-руководители МО.

На заседание МС могут быть приглашены представители администрации, члены педагогического коллектива, члены родительского комитета, сотрудники вузов и учреждений повышения квалификации, сотрудники учреждений культуры, руководители творческих лабораторий и других  структур, в том числе временных.

Сайт создан в системе uCoz