Музейная экспозиция

          ”История женского образования“

 

 

Важным компонентом гражданского и патриотического воспитания учащихся женской гимназии является создание музейной экспозиции ”История женского образования“, которая расширила возможности  информационно-методического кабинета гимназии, успешно действующего на протяжении ряда лет. Создание музейной экспозиции вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше об истории гимназии и женского образования, желанием сохранить для будущих поколений всё самое ценное и достойное, созданное нашими земляками, сохранить историю своей  малой Родины.

Музейная экспозиция оказывает огромное влияние на идеологическое воспитание учащихся. Очень часто именно она становится первым музеем в жизни учащегося, именно здесь закладываются азы музейной культуры: начинают воспитываться способности к полноценному восприятию исторической информации, пониманию ценности предмета музейного значения как части культурного наследия, что, в свою очередь, приводит к воспитанию исторического сознания, уважения к прошлому, его изучению и пониманию.

При формировании  музейной  экспозиции была поставлена цель

создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории женского образования через различные формы поисковой и музейной работы.

Задачи:

·              активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся по изучению истории женского образования;

·              развитие их творческих способностей;

·              приобщение гимназисток к культуре и традициям предков, обычаям своего народа, привитие чувства любви к родному краю;

·              воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма;

·              развитие умения самостоятельно ориентироваться в потоке научной и политической информации.

Основные принципы:

·              принцип совместной деятельности педагогов и учащихся;

·              принцип целесообразности (всё делать с пользой);

·              принцип творческого отношения к делу.

Направления деятельности:

·                             поисково-исследовательская;

·                             экспозиционная;

·                             просветительская;

·                             учёт и хранение фондов.

 

 

 Музейная экспозиция ”История женского образования“ состоит из двух залов.

Первый зал посвящён истории женского образования до 1917 года. Центральное место занимает изображение просветительницы земли белорусской Евфросинии Полоцкой. Еще на заре нашей истории в XII веке она глубоко осознала и оценила огромную роль просвещения в жизни народа и посвятила этому благородному делу все свои выдающиеся способности, став великим сеятелем христианского вероучения, достижений европейской и мировой цивилизации на старобелорусских землях.

 

STP83641

”Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим…“

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Девушка начинала получать своё образование дома в семье. Самое основное и необходимое, что должна была уметь девушка в XVIII-XIX веках, - это ткать, готовить, убирать и  выполнять различную домашнюю работу. Поэтому в первом зале находятся предметы народного быта, которые в наше время являются музейно-культурной ценностью.

STP83614

 

 

 

 

Этот предмет на столе был необходим для церемонии чаепития. Самовар вошел в каждый дом. Он стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Белорусы чаще  пили травяные и фруктовые чаи.

 

 

 

STP83616

 

 

 

 

 

 

STP83615

 

 

 

 

 

STP83617

 

    Украшением этого зала является  куфар, привезённый из деревни Шабуни Смолевичского района. Дополнением к нему служат самотканые  рушники, коврики, скатерти, покрывала, подаренные гимназии жителями разных уголков Беларуси. Есть уникальные экземпляры, например, скатерть,   сотканная из конопляных и льняных нитей (д. Дуброво Молодечненского района Минской области, Мякинник М.Н.).  Вещи в давние времена  хранились в сундуках трудолюбивых и умелых хозяек и были их гордостью. Владимир Короткевич называл его ”куфар жыцця“.

STP83636     Во второй половине XIX вышивка на Беларуси была одним  из самых  популярных видов народного искусства. Ткани, орнаментированные вышивкой, были обязательным атрибутом традиционных обрядов семейного и календарного циклов.

STP83621     Замужняя женщина посвящала рукоделию немного внимания, прежде всего из-за отсутствия досуга. Вышивание было занятиям девушки в тот период ее жизни, когда все усилия и мысли направлялись на свадебный сундук, на то, чтобы запасти нужное количество ритуальных предметов, как следует подготовиться к семейной жизни. Первые уроки брались в матери, чем обеспечивалась беспрерывная передача традиций. Каждая вышивка, как на ручнике, покрывале, так и на одежде имела свой сакральный смысл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не перестаёт удивлять разнообразие различных узоров, созданных ”золотыми“ руками женщин!

В музейной экспозиции представлена выставка полесской  вышивки, которая несколько отличается от традиционной. Экспонаты вышиты Марковской М.И., народной умелицей из Хойникского района  Гомельской области.

 STP83650   

       

Цветы белорусских полей украшают  изделия столового и постельного белья

 

STP83653

STP83654

 

 

 

STP83656

 

 

Уют в доме создавался  женскими руками.

Накидка на подушку выполнена в трудоёмкой технике ”ришелье“, картина – вышивка крестом.

 

Продолжает связь времён экспозиция,

посвящённая истории женского образования…

 

К концу XIX столетия в России сложилась система женского среднего образования, включавшая в себя основные типы учебных заведений: 163 гимназии (министерские), 30 гимназий (Мариинские), 31 Институт благородных девиц,  51епархиальное училище. 

 

 

Немного из истории Мариинской женской гимназии…

 

В число обязательных предметов, преподававшихся в  Мариинских гимназиях входили: Закон Божий, русский язык, история и география, арифметика, основы геометрии, чистописание, рукоделие, гимнастика, «главнейшие понятия по естественной истории и физике с присовокуплением сведений, относящихся к домашнему хозяйству и гигиене», преподавались также французский и немецкий языки и рисование. В отличие от институтов или Духовных училищ, которые ставили своей главной задачей подготовку учениц к семейной жизни,  гимназии давали более широкую подготовку, стремясь сделать выпускниц всесторонне образованными людьми. 

 

 

 

«Умела, сложив по форме руки, сделать реверанс, учтиво и коротко ответить по-французски на вопрос старой дамы, говела на Страстной в гимназической церкви».

 «Два года в 6-м классе. Немецкому  фрейлин  Шульц учила. Была в Смольном, но не  выдержала -  без воли не могла жить. Французский язык: когда пять лет было  старшим  детям,  взяли  француженку.   "Пиковую  даму"  -  перевод  на французский язык,  в  гимназии.  Стихи -  были  две  подруги,  которым стихи читала.

Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет (оно было чудовищным), но уже раньше отец называл меня почему-то «декадентской поэтессой».

  Ученица Мариинской гимназии

       Анна Горенко (Ахматова)

                        1904 г.

 

На стене изображено здание Смольного института, и  фотографии воспитанниц этого известного учебного заведения.

 

 

 

В музейной экспозиции есть раритетное издание

Книги для чтения ”Разсказы изъ священной исторiи“, изданной книгопродавцем-типографом А.Г. Сыркиным в 1869 году в г.Вильна (адрес: Большая ул. домъ Виленского Учебного Округа).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

STP83622 Такие изящные сумочки, украшенные  тонкой ручной вышивкой, были  неотъемлемой  частью женского гардероба     тех времён.

 

  Во втором зале находятся экспонаты и материалы, которые относятся к женскому образованию послереволюционного периода.

 

 STP83645

STP83646

 

Книги с полезными советами и о детском питании были популярны и в середине прошлого века.

STP83628

Швейная машина

была обязательным спутником хорошей хозяйки.

Модные платья приобретались чаще всего не в магазине, а изготавливались дома или у частных портних.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это смешное приспособление было придумано во второй половине прошлого века для штопки носков и чулок. Даже мастерские открывались, куда можно было отдать колготки, чтобы поднять одну петлю или несколько.

 

 

Такими были ученицы женских учебных заведений …

 

 

4 класс 9-й женской школы г.Минска, 1950/1951 учебный год

 

Фотографии предоставлены из личных фотоархивов директора и учащейся гимназии.

Также во втором зале находятся самые важные и значимые материалы из истории Жодинской женской гимназии. На стенде ”История в лицах“ собраны фотографии  торжественного открытия в 1992 году и презентации гимназии. В центре – фотография первого директора Жодинской женской гимназии Елены Анатольевны Несон.

 

STP83624

 

Фотографии наших выпускниц

 

Нашим гимназисткам выдавались гимназические билеты.

Для рекламы гимназии издавались визитные карточки и буклеты про учебное учреждение.

STP83629

STP83630

Во внеурочное время для учащихся  предлагались на выбор различные авторские факультативы и кружки:

”Кухня народов мира“, ”Парикмахерское искусство“, ”Фитодизайн“,

”Фриволите“, ”Искусственные  цветы“, ”Бисероплетение“, ”Изделия из кожи“

 и другие.

Особое место в экспозиции отведено символике учреждения, которая является носителем идеологии Гимназии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данный вариант герба Гимназии действовал

с 1992 по 2008г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принят в августе 2008г. 

Согласно  правилам классической геральдики,  форма щита гимназии  представляет собой несколько видоизмененную форму  щита герба города Жодино, тем самым  подчёркивается общность жизни города и гимназии.

Раскрытая книга - символ познания и мудрости. Страница с названием гимназии обозначает принадлежность данного герба Государственному учреждению образования ”Жодинская женская гимназия“. На другой странице изображены ключ – символ учения, и красная  просветительская корона, которая  указывает на тип  учреждения образования – ”Гимназия“.

Лавровые  ветви, окаймляющие профиль девушки, символизируют стремление к победе.

На втором плане изображенные лучи света, исходящие из одной точки, символизируют множество личностей, объединенных в гимназическом сообществе, и взаимосвязь всех направлений деятельности гимназии. Этот элемент имеет также и второе значение: восходящее солнце   освещает   путь к знаниям.

Девиз гимназии, начертанный на ленте, гласит: ”Non scholae sed vitae discimus“, что означает ”Не для школы, а для жизни учимся“. Цель гимназического образования — не просто привить ученику знания, а научить  учиться.

 

STP83647                                                                                                                                         Также находятся в музейной экспозиции работы гимназисток.

Ажурные салфетки, нежные цветы из бисера,

 изящные украшения, выполненные в сложной технике фриволите (французское кружевоплетение),   модные  аксессуары из кожи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гимназистки пробовали себя и в качестве журналистов: печатались газеты ”WOON“ и ”ГимназияиЯ“. Девушки с большим интересом относились к этому делу: они писали стихи и рассказы, брали интервью у учителей и гимназисток, сообщали гимназические новости.

STP83648

Веселая и разнообразная жизнь у гимназисток. Это подтверждают альбомы с фотографиями, которые оформляли наши девушки.

 

STP83625

 

 

В память о встречах  со знаменитыми людьми остаются фотографии, книги и открытки с автографами и пожеланиями. В данной работе представлены только некоторые из них...

 

 

Незабываемая встреча с М. Мицкевичем, сыном Якуба Коласа. Именно он стал главным героем отцовской повести  ”Міхасёвы прыгоды“.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       

 

 

 Поэтическая встреча с  

Виктором         Шнипом    и  Людмилой Рублевской

STP83627

 

Пожелания

       Гимназии

            известных

                         людей

                 исполняются…   

  

 

Почётное место в экспозиции занимают благодарственные письма из вузов.

Успех выпускниц – успех Гимназии!

 

STP83631

 

 

 

Постоянно ведётся ”Летопись гимназии“, где собираются сведения о наших выпускницах, различные печатные издания о гимназистках и их достижениях.

 Работа по пополнению музейной экспозиции  гимназии продолжается, и в скором будущем на её основе будет создан  гимназический музей ”История женского образования“.

 

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz